Витражи


Витраж несет в себе сильное эмоциональное воздействие, может многократно усиливать воздействие от художественного решения интерьера как жилого дома, так и крупного общественного здания. Ведь по силе воздействия цвета ничто не может сравниться с цветным стеклом, через которое проходит свет, особенно солнечный.

Впервые широкое распространение витражи из цветного стекла получили в романских храмах Франции и Германии. В готических храмах многоцветные, большие по размеру «картины» из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, стали одним из главных изобразительных средств. Чаще всего готические витражи изображали религиозные, реже бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых или круглых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения была разработана техника росписи на стекле, а также техника «выскабливания» по покрашенному стеклу. Впоследствии техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста.

В России в 1-й половине ХХв. витражные стекла начали широко применяться, что было вызвано увлечением средневековой европейской архитектурой. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). Для украшения зданий России из-за границы привозили старинные средневековые произведения, реже работы мастеров XIX века.

С этого времени витражи прочно укоренились в русской культуре. В период эклектики (2-я половина ХХв.) их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции из стекол украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода. Витражи в основном продолжали привозить из-за рубежа.

В конце ХХв в России получила активное развитие стекольная промышленность, в том числе и производство цветного стекла. В это время произошла специализация – крупные заводы лишь производили листовое стекло, и специализированные мастерские, витражные ателье в которых выполнялись отделочные и художественные работы. В Петербурге до революции работали около 20 витражных мастерских. Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России.

Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами.

Русские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой художественной практики модерна было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями. Наряду с ними существовали и другие композиции, вариации на тему готических мотивов, геральдические изображения, и т.д.

Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, витражей. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение витража расширило сферу его применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых разнообразных форм.

В современном интерьере все большая роль отводится витражам.

Они могут быть размещены традиционно на окнах, в специально изготовленных подсвечиваемых нишах, в межкомнатных дверях, в мебельных дверцах, могут быть изготовлены потолочные витражи, витражные светильники, декоративные и объемные композиции. Замечательно смотрятся витражные вставки в кованых изделиях, в лестничных и балконных ограждениях.

Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

При проектировании витража правильно начать с дизайна интерьера, выполненного специалистами – профессионалами, способными увидеть весь интерьер в целом и порекомендовать соответствующее решение, позволяющее не только гармонизировать, но и подчеркивать найденные цветовые и пластические элементы отделки.

Классификация современных витражей

В настоящее время можно выделить несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

Классический витраж (технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно свинцового припоя. Имеется несколько самостоятельных разновидностей.

- Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков цветных стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

 

- Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол

- Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж можно размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. На поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол. При росписи стекла специальной краской элементы витража могут быть обожжены в печи.

- Транспарантная живопись — это живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу несложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных посредством пескоструйной обработки, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, расположенных в секциях рам.

Травленый витраж

Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных травлением стекла кислотой и объединенных общей композиционной и смысловой идеей и расположением в секциях рам.

- Техника травления основана на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой поверхностный слой стекла разрушается. Защитные трафареты, наносимые на стекло перед травлением, дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием — наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака. Многослойное травление — травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности.

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, шлифованные вставки и др.

Литой витраж

В литом витраже каждый модуль стекла специально отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30мм и более может придаваться поверхностная фактура, или матировка которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: технику росписи и технику мозаичного набора или фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при решении сложных художественных задач, создании романтической атмосферы, построенной на контрастах и ритмах света.

Плёночный витраж

Это самый простой и дешевый вид витража. На поверхность стекла наклеивается лента из свинца или другого материала, и разноцветная самоклеящаяся пленка.

[Назад]